Меню
Назад » » »

Проводы русской зимы в селе Троекурово. Масленица...

Масленица это — очень веселый, шумный и сытный народный праздник, длящийся целую неделю....

Есть много версий происхождения праздника «масленицы». В разных местах есть местные легенды о празднике. По одной из версий в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что на исходе зимы люди, уставшие от постоянных холодов и стужи, пытались привлечь милость солнца. Выпекая поджарые кругляши, напоминающие образ небесного светила люди, выражали свое почтение солнцу. А также, при помощи блинов, пытались уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю.

Кроме того, в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица» ....


В масленичную неделю каждый день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Поэтому особо отмечают два последних дня, выпадающие на выходные.


Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами. Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу....

Проводы русской зимы в последнее воскресенье зимы, наверное, одно из самых долгожданных и красочных действий, заканчивающее масленичную неделю.

Как отмечали проводы зимы в Троекурово.


Давайте немного вернемся в 80-е годы и вспомним, как отмечали проводы русской зимы у нас в Троекурово.

Все праздничное действие проходило на центральном стадионе «Урожай». В субботу стадион расчищали от снега, подготавливали площадки для гуляний. В воскресенье, с самого утра, на стадионе устанавливали сцену, на столб вешали подарки. В самом центре ставили торговые палатки, где можно было приобрести различные сладости, блины, пирожки, горячий чай. На снежной горке ставили чучело зимы.
В 10 часов начиналось театрализованное представление с участием скоморохов. В представлении участвовали главные персонажи русских сказок, Емеля, Баба Яга, Три богатыря, Дед мороз со своей внучкой.
 

На стадионе первой появлялась тройка вороных. В расписных санях восседал Дед Мороз со своей внучкой. Следом за ним верхом следовали три богатыря, за ними на самоходной печке ехал Емеля. Замыкали процессию одиночные санные экипажи. Все сказочные персонажи подъезжали к центральной сцене, на которой разворачивалось театрализованное действие, подготовленное творческими работниками Дом культуры. Все желающие могли принять участие в различных конкурсах и состязаниях, таких как «Бои подушками на бревне», «Перетягивание каната», «Ходьба на ходулях», «Бег в мешках», соревнования в поднятии гири. Для любителей румяных, горячих блинов проводился конкурс «Блиноеды».

Особое внимание к себе привлекал "столб". Попытать удачу и забраться на его вершину за подарком мог любой, кто чувствовал в себе для этого силы. Для победы смельчаку было нужно забраться на отполированный шестиметровый столб. По правилам за раз можно было снять лишь один подарок. Претендента на конкурс всегда всячески поддерживали и подбадривали, ну и конечно переживали, если добраться за подарком не удавалось. Победителей в конкурсах и соревнованиях награждали призами и памятными подарками.

Эти веселые состязания и конкурсы создавали сельчанам праздничное настроение. А украшением праздника, как правило, было выступление хора народной самодеятельности Троекуровского дома культуры, под руководством В.И. Нефедова. Коллектив ансамбля радовал собравшихся сельчан задорными русскими песнями и частушками.

Детей и взрослых веселили бойкие ряженые скоморохи. Они предлагали всем пришедшим угощаться блинами, зазывая троекуровцев на праздничное гуляние. Кульминацией праздника было появление Весны, победившей снежную Зиму с ее холодами и морозами. Веселые песни и пляски, катание на санях с лошадьми дарили прекрасное настроение всем пришедшим на сельский стадион. Традиционные русские блины, горячий чай и рассыпчатая каша не давали веселящимся сельчанам замерзнуть.
Народное гуляние, так любимое и детьми, и взрослыми, завершало традиционное сожжение чучела Масленицы, символизирующее приход весны.

 

Под конец праздника всегда проводили розыгрыш лотереи с ценными призами. Билеты на лотерею можно было приобрести в кассе совхоза. Призы были разными, к примеру, при розыгрыше вам могла достаться упаковка бельевых прищепок или терка для моркови. Но все ждали и надеялись на ценные призы. Такими призами считались куры несушки, поросята, телята. Однажды даже разыгрывалась целая телега сена. Тут все зависело от везения, ну и, конечно, количества билетов на руках. Большинство уходили с призами и надеждами, что в следующем году им точно повезет.
 

Проводы русской зимы в Троекурово в наши дни.


Народные гулянья проходят перед Троекуровским домом культуры, но уже с не тем размахом, что раньше. На празднике все также детям предлагают покататься в санях. Гостей праздника угощают блинами и горячим чаем в буфете.

  


Смельчаки участвуют в конкурсах, испытывают удачу и залезают на столб за призом. На сцене Дома культуры выступает ансамбль «Русская душа». А в завершении праздника сжигают чучело Масленицы.

Вот только, после праздника, остается чувство, что чего-то не так и чего-то не хватает. А не хватает, наверное, того, былого, широкого размаха и задора, когда праздник отмечали всем селом. Время не стоит на месте, и все изменяется, село понемногу преображается.


Надеюсь, что со временем и проводы зимы в нашем селе Троекурово станут отмечать, как и раньше с размахом.
 


Автор статьи: Дубинин Р.В.
В статье использованы фотографии из личных архивов:
Галины Селяниной (Лобачевой), Владимира Москвичева.

Статья опубликована: 21.02.2017 | Последние правки материала: 21.02.2017