Меню
Назад » » »

Церковь Димитрия Солунского

 Историческая справка:

Построена:
1811-1814 году на средства помещицы П.М. Раевской
Храм св. Димитрия Солунского с восточной стороны. Фото 2004 г. Освещена: 31 октября 1813 года.

    Дополнительно: фотоальбом Церковь Димитрия Солунского


Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Она была построена вместо прежней дере­вянной церкви, стоявшей на берегу реки Красивая Меча, местной помещицей Прасковьей Михайловной Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол ее посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, придел с правой стороны - святому великомученику Георгию Победоносцу, с левой - святому великомученику Иоанну Воину.

13 января 1864 г. последовал указ Святейшего Синода о том, что Димитриевская церковь передаётся монастырю. 5 февраля был получен указ из Тамбовской духовной консистории, и 1 марта 1864 г. Димитриевская церковь стала храмом Троекуровской Иларионовской женской общины. С тех пор и сама община по главному храму обители именовалась Димитриевской.

В трапезной части храма при его основании были устроены на хорах два придела во всё пространство трапезной - во имя Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила. Позднее, видимо, с причислением Димитриевского храма к женскому монастырю, престолы были упразднены для расширения места в сравнительно небольшом для крупного села и общежительного монастыря храме.

В 1876 году обновлена Димитриевская церковь - возобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконостасы всех трех престолов. Кроме того, устроен вновь и освящен епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) престол главного Димитриевского алтаря.

Димитриевская церковь необычна по архитектуре - она двухколокольная. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. В лоджии расположены входы на колокольню. Храм, его трапезная и даже апсида - двусветные. «Всходы извне к этой церкви сделаны из мячковского камня». Храмовая часть представляет собой кубовидный двусветный объем, украшенный пилястрами, карнизами и увенчанный цилиндрическим барабаном второго яруса с куполом и главкой. На одной из колоколен местными помещиками были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом 21 пуд 14 фунтов, 4 пуда 35 фунтов и несколько малых.

Главки на церкви были обиты «белым листовым железом», крыша покрашена зелёною краской, кресты вызолочены. Двери и решётки на окнах первого яруса - кованые. Вокруг церкви существовала каменная ограда. В церкви полы были из мячковского камня, которые в 1857г. заменили деревянными, клиросы были деревянные и выкрашены голубою краской под мрамор. «Иконостас сделан искусною столярною и резною работою и покрыт весь белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою (позднее колонны вызолоче­ны, а большие сделаны под мрамор)... Царские двери насквозь резные колончатые - палевою краскою (позднее позолочены все). На оных святые образа Благовещения и четырех евангелистов живописные. Над царскими дверьми в резном сиянии образ Нерукотворённого Спаса, на коем риза и венец серебряные кованые вызолочены. На венце и ризе вставлено несколько разных мелких камней».

Сохранилось подробное описание внутреннего интерьера храма, что сегодня позволяет наглядно представить себе, как выглядел он в ту пору.

  «Местные образа. По правую сторону: 1-й - Спасителев, на нём риза серебряная вызлащена, венец серебряный вызлащен и по местам украшен каменьями и стразами 84 пробы; 2-й - Святого Великомученика Димитрия Мироточивого храмовый, на нём риза серебряная и венец серебряный вызлащен. Украшен по местам стразами 84 пробы. По левую сторону: 1-й - Божией Матери Владимирской. На коем венец с короною и риза серебряная кованая - вызолочены. На венце и ризе по приличным местам вставлено несколько разных камней: средней величины 15 и 28 мелких; 2-й - Преподобной Параскевы Сербския, на нем риза серебряная, венец серебряный вызлащен и украшен стразами; 3-й - на северной двери - Архангела Гавриила. Над царскими дверями - Тайная Вечеря и распятие с предстоящими, живописное, на нем риза и венец серебряные. Выше оного в середине коронование Богоматери, по сторонам 12 апостолов. Вверху всего иконостаса Восстание Христово от гроба. В святом алтаре. Над престолом балдахин на четырёх колоннах, покрыт палевою и белою краскою, в коем над престолом образ Господа Саваофа живописный. Образа: 1-й - Запрестольный Крест; 2-й - Божией Матери Владимирской, на коем венец с подвескою серебряныя позлащены; 3-й - Неопалимая Купина. С другой стороны трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; 4-й - Владимирской Богородицы. С другой стороны Николая Чудотворца».

  В приделах: в первом - над царскими дверями в сиянии Сошествие Святого Духа. Образа по правую сторону: 1-й - Спасителя; 2-й - Св. Пророка Илии. По левую: 1-й - Божией Матери Всех Скорбящих Радости; 2-й - Архидиакона Стефана на двери; 3-й - Великомученика Георгия. Во втором приделе образа по правую сторону: 1-й - Спасителя Нерукотворный, на нем риза и венец, серебряные 84 пробы; 2-й - Святого мученика Иоанна Воина. По левую сторону: 1-й - Божией Матери Утоление Печали Смоленской. На нём венец серебряный вызлащенный и риза серебряная 84 пробы; 2-й - архидиакона Лаврентия на двери. 3-й - Николая Чудотворца. На нём риза и венец серебряные, а митра украшена стразами 84 пробы. Над оным же иконостасом в 12 клеймах образа 12-ти господских праздников».

  Завеса царских врат малиновой саржи, крест на ней палевый ... серебряной насыпью». В церкви на левой стороне «образ Всех Святых, а в средине - Спасителя. Риза на нём серебряная, вызолочена, 84 пробы. Рама из красного дерева... На правую сторону в трапезе образ Господа Вседержителя... риза серебряная и венец вызолочен с каменьями... Рама красного дерева. Образ на аналое кипарисовый Иоанна Крестителя. На нём риза серебряная и венец серебряный 84 пробы. В храме... две хоругви. На первой образа Спасителя и Божией Матери. На 2-й - Архистратига Михаила и Димитрия Солунского... Пред... иконостасом среди церкви три паникадила хрустальные наборные. Одно - 12, а второе - 8 подсвечников. Лампад медных посеребренных пред местными образами - 8 и одна опускаемая. Подсвечников медных выносных три...»

«За правым клиросом образ Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста и прочих Святых. На нём риза и венец, серебряные 84 пробы. За левым клиросом разных Святых вверху с Животворящим Крестом. На нём риза и венцы, серебряные 84 пробы». «Потолок оных хоров расписан приличными красками, колонны под оными отделаны под мрамор. Освящены оные приделы в 1813 г. 31 дня октября месяца. Алтари... приделов в длину по 5 аршин, в ширину по 6 аршин. Первый - во имя Архистратига Михаила. Второй - во имя Иоанна Крестителя. Иконостасы... столярной работы с оклейкою красного дерева... В первом на царских вратах образ Благовещения Богородицы и Архангела Гавриила. По правой стороне царских врат образ Господа Вседержителя. Второй - Архистратига Михаила. По левую - образ Пресвятой Богородицы Утоление Печали. На северной двери изображение Ветхого Завета. Над царскими вратами - Тайной Вечери. Во втором приделе... по правую сторону образ Господа Вседержителя, Иоанна Крестителя. По левую - Пресвятой Богородицы, нарицаемый Плач. Над царскими вратами Тайная Вечеря. На южных вратах Новая Благодать».

 Достопримечательностями Димитриевского храма являлись: святой престол в главном алтаре, все стороны которого сделаны из се­ребра с чеканным изображением страданий Господа нашего Иисуса Христа. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери в сребро-позолоченной ризе, украшенной драгоценными камнями; Владимирская икона Божией Матери, называемая «Явленная»; икона Успения Божией Матери, украшенная сребропозолоченной ризой с жемчугом и камнями, с 24 частицами мощей различных святых; серебряный вызолоченный крест с частицами мощей различных святых, привезенный Раевским из Киева и подаренный храму.

Храм был богат утварью. Изначально, в 1811 г., в нём два серебряных престольных креста, один из них, украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 г. куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия с серебряными накладками: 1677,1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760, Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг.

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 г. кроме приходского, стал еще и монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда был о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре.

Сейчас храм восстановлен полностью, закончены наружные и внутренние реставрационные работы, восстановлено честь образов, над ними ведутся окончательные работы.

 С 2010 года в Димитриевском храме ведутся праздничные богослужение.


 

   Дополнительные материалы:

  Фотоальбом Церковь Димитрия Солунского

Статья составлена по материалам:
Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника
и история троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря.
© Составители: Найденов А.А., Клоков А.Ю.
Историческое фото (черно-белое): Найденов А.А.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar