Меню
Назад » » »

Золотая Баба

«Золотая баба!» – лишь изредка услышишь такую похвалу в адрес жены. Известно давно: хорошие женщины – это чужие, а пророка в своём отечестве вообще нет. Черты идеальной женщины присущи только богине, поэтому легко было любую из них, даже каменную, назвать «Золотой Бабой».


Подробное описание Златовласой богини дошло до нашего времени:
 

«Подле Золотой Бабы всегда лежало множество гуслей и других музыкальных орудий, которые непрерывно наигрывали сами собой – то тихонько, то чуть громче. По их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо Золотая Баба почиталась доброй пророчицей. Почтение к ней было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы, ну а если вовсе ничего не имел, то вырывал из платья своего нить или волос с головы, подносил это Золотой Бабе, кланялся в землю – и тем надеялся ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо, не принесший жертвы Золотой Бабе, непременно должен был заблудиться в пути. Одним из её внуков был сам Световид». (с сайта http://www.folk.clow.ru)

 
Золотая Баба – один из самых известных персонажей древнейшей мифологии на просторах Евразии. Современных статей написано много, предположений и версий на данную тему высказано достаточно. Мнения экспертов сошлись на том, что это божество появилось у восточных славянских язычников в глубокой древности, а потом, по мере их христианизации, стало забываться и, гонимое волной новой религии, перемещаться по территории Сибири, где и закрепилось в легендах местных народов и дожило вплоть до нашего времени. Ищут теперь Золотую Бабу на просторах Азии от Крайнего Севера до Индии, а чаще всего на реке Обь. Разумеется, ничего реального не нашли, зато энтузиасты позабавились сполна. Они сняли художественные мистические фильмы, стали проводить аналогии со статуей Будды, чем заинтриговали самого Далай-Ламу, который, якобы вознамерился найти себе преемника в образе женщины в России. А чтобы не выглядеть простаками, придумали оправдание: дескать, возят эту Золотую Бабу фанатики и постоянно перепрятывают. Это всё обставлено как-то сомнительно.
Давно бы эти бедняги – язычники, в «обознатушки-перепрятушки» играть умаялись. Рассказывают, что целый отряд чекистов их не отыскал, и сам сгинул безвестно. Что-то не заметно на земле такого народа – скрытного обладателя святыни, которому она принесла бы настоящий рай, а иначе, что проку её хранить? Много всего напридумано, много чего опубликовано в Интернете, но как часто бывает на практике: оригинал не там ищут! А почему бы не вернуться к истокам мифа и не поискать оригинал богини на изначальном месте у восточных славян? Вот у меня есть, что предложить, только, чур, всё по-порядку!
  Что касается материала, из которого Баба сотворена, то золото здесь не следует понимать в полном физическом смысле. Думается, своё название статуя получила от обильных сборов подорожных и дарственных золотых монет – это такая каменная побирушка, приносившая реальное золото, в полном соответствии с мифическим описанием. Отыскали эту Бабу в каменном веке, в котором для поделок применялись дешёвые подручные материалы: дерево, камень, керамика, кости животных. Не мог быть самый древний символ металлическим. Посмотрите, для создания половецких баб сгодился обыкновенный камень, потому что деревянные идолы были недолговечны. Статуи и изображения богов всегда делали из материала, соответствующего эпохе.
Только в бронзовом веке появились металлические фигурки божков и золотые монеты. К примеру, в конце 19 века историк Леонид Вейнберг раскопал курганы под Усманью, что в Липецкой области, и нашёл множество керамических статуэток похожих на нашу богиню, которую он условно назвал Венерой Палеолитической, которая теперь так и числится в археологических сборниках. В этом регионе по Дону проходила древнейшая граница раздела земель славянских и угорских. Археолог Григорий Земцов проводил раскопки в Задонском, Елецком и Краснинском районах и написал в 2012 году книгу «Липецкий край в 3-5 веках», в которой вывел, что поселения славян в правобережье Верхнего Дона появились ещё в 3 веке Новой эры.

  А что же могло быть изначально, на заре зарождения верований, когда люди ещё не умели делать статуэтки? Не трудно понять, что в те времена символами служили нерукотворные природные феномены похожие на людей и животных, а уж главным природным объектам, дающим существование всему живому: солнцу, лесу, земле, воде – поклонялись всегда. Практика верований такова, что народы часто заимствовали мифы и образы друг у друга, поэтому их сюжеты так похожи, более того, происхождение и устройство мира религии объясняли почти всегда одинаково, боги имели разное название, а их назначение и функции часто совпадали. Статуя Золотой Бабы вместе с древнейшими угорскими мифами оказалась на славянской территории правобережья Дона в приграничной полосе, на древнейшей торговой дороге Руси – Столповой. Поэтому в описании говорится об иностранцах, вынужденных ей поклониться, чтобы путь был удачным. В реальности всё было гораздо проще: надо делиться, за проход по дороге платить пошлину, а кто не платил – якобы сбивался с пути, а вернее, насильственным путём уходил на тот свет, а все товары доставались Золотой Бабе – отсюда пошла о ней такая правдивая слава по всей Руси, а гора, соответственно, стала «Золотой».
 

(Красный холм, Иншаковка, Красивая Меча)
  
Думаете, случайно река Дон обожествлялась древними славянами? Отнюдь. В Подонье притаилась она – потерянная Золотая Баба, в совсем забытом тихом месте, однако, на Золотой Горе. Навёл меня на Золотую Бабу старожил деревни Нижнее Брусланово Зайцев Владимир, который помнил название возвышенности в устье Красивой Мечи, переданное ему отцом, видел и помнил про огромные валуны-песчаники, лежащие в овраге со странным названием Лоск, помнил про озеро в его русле, соединённое подземной протокой с Доном, которое превратили в 20 веке в обычный большой пруд, на берегу которого разместили летний лагерь для скота. Мифы о Золотой Горе, зародившиеся в глубокой древности в русском народе, до сей поры хранимые скупыми преданиями, чудесным образом дошли до наших дней. О Золотой Бабе никто здесь ничего не помнил, шайка-лейка кончилась давно, да и согласно мифам, не всем она открывается. Забыт в этих местах и Красный Холм, как более позднее название Золотой Горы, тоже напрямую связанный с язычеством, известный из летописей периода Куликовской битвы. Владимир Сергеевич показал огромные камни, спрятанные в овраге, но не имел представления об их древнем назначении.
Далее сюжет развивался постепенно. Странные фигуры животных на огромных валунах видны невооружённым глазом, и были удачно сфотографированы. В прессе удалось опубликовать первые статьи «Красный великан» и «Калейдоскоп в овраге». В них автор назвал статуи Красного Буерака совсем другими именами, ещё не разобравшись с их языческими ролями. Непросто было инженеру всё осмыслить, не имея специального образования разглядеть сразу весь языческий комплекс Красного Холма и понять роль и назначение его персонажей. К кому было обратиться за помощью?
Только к книгам и статьям в Интернете. На их изучение и осмысливание ушло некоторое время. Здесь не обошлось и без курьёзов. Так после публикации на моём блоге снимка странной птицы Сва, прошедшей реинкарнацию от образа Макоши, тут же читатель Александр Серолапкин справедливо указал, что кроме птицы на снимке представлена сама Венера Палеолитическая, в точности соответствующая изображениям на глиняных статуэтках из усманского кургана. Ну, и дела! И как я сам не разглядел, что она здесь представлена сразу в двух ипостасях! Вот он пример удачной помощи проницательного человека, приведшей к открытию!
 

 
Эта богиня известна под многими именами, а в основном, как Макошь, прародительница всего живого на земле. Она самая первая и самая древняя, главная богиня славян, пришедшая из палеолита. Может ли быть иначе, если данная статуя лежит в овраге уже многие тысячелетия?
Она нерукотворна, её изображение получилось случайно на камне-песчанике красно-бурого цвета, цвета позднего солнца, возможно, и по этому фактору статуя «золотая». Древние люди её давно заметили. Можно возразить: глухое место в русской глубинке… Кто мог знать про странные камни в овраге?
Отнюдь, самое оживлённое в глубокой древности. В окрестностях Нижнего Брусланова исследовано до десятка стоянок древнего человека. По правому берегу Дона, как раз мимо статуи, проходила торговая дорога, дублировавшая Донской водный торговый путь. Сказки и мифы о статуях богов на Золотой Горе путники разнесли по всему белому свету.
 

(Красный Холм зимой. Никитская церковь села Тютчево.)
 
 Красный Холм с размером до пяти километров в диаметре по современным понятиям подпадает под определение «возвышенность», ограничен крупными реками и балками со всех сторон и явно выделяется на местности. Овраг Лоск берёт начало на его вершине с отметкой высоты 204,6 метра, пролегает в южном направлении и впадает в Дон через три километра.

Из склона правого берега торчит огромный мегалит на координатах 52 градуса 54 минуты 50 секунд северной широты и 39 градусов 10 минут восточной долготы. Какая часть камня скрыта под грунтом, невозможно определить на глаз. Видимый объём может весить более 40 тонн.
 
Чудесен этот природный феномен своим оригинальным изображением, перерождающимся для наблюдателя, как в калейдоскопе. А для того чтобы картинки менялись перед вами, надо постепенно обходить камень справа налево по кругу с нижней стороны, наблюдать и фотографировать. Если смотреть прямо, со дна оврага, то вам предстанет изображение спящей птицы с пропорциями тела более всего подходящими воробью с коротким клювом и сама Золотая Баба. Сдвоенное скульптурное изображение развёрнуто метров на шесть в длину, и пристроилось на боковой поверхности. Птица повернула голову в сторону своего левого крыла, закрыла глазки. Пара спокойно спит на каменной постели уже многие тысячелетия. Это как ещё посмотреть. Золотая Баба лежит вверх животом, а птица высунулась из-под её головы.
После подсказки Серолапкина разглядел и я спадающие вправо и разметавшиеся на подушке золотые волосы богини, глаза, нос и рот, большие груди и пышное тело, манящее к продолжению рода – настоящая Мать-прародительница людей и богов, точно соответствующая описанию из древнейших мифов. При обходе валуна справа налево, изображения меняются как в калейдоскопе: при ракурсе в 45 градусов от первоначального, вам предстанет гигантский Утконос, а при ракурсе в 90 – Морской Лев.
 
(Вид на Морского Льва)
 
Метров на двадцать вверх по руслу, на самом дне оврага лежит толстый четырёхугольный камень-песчаник серого цвета с размером сторон более метра, очевидно, служивший алтарём для пожертвований, описанных выше. Это ещё не всё.
 

 
Немного ниже по руслу на самом дне устроился огромный Морской Скат с размахом крыльев метра на три. На вершине этой Золотой Горы начинаются несколько крупных оврагов, а в их числе Красный Буерак. Здесь, на расстоянии пары километров от Золотой Бабы, представлены нерукотворные каменные статуи: двуликого Световида, Конька-Горбунка, пасшего стадо солнечных световидовых коней, камни-жертвенники перед ними, на одном из которых разместились Змей-Горыныч – хранитель источников воды, и Велес – покровитель скота. Камень в виде большого Колобка несёт на себе Коло – свастику, символ солнцеворота у древних славян. Представлена Полная Чаша, переполненная каменными плодами – известный славянский символ достатка и изобилия, и ещё один символ, символ гостеприимства – Хлебница, дарующая народу караваи хлеба.

Пантеон древнейших славянских божеств представлен в двух оврагах: Лоск и Красный Буерак, а Золотая Гора является их обиталищем – русским Олимпом. Можете сомневаться в моих выводах, но нерукотворные статуи – самое надёжное свидетельство. Смотрите фотографии, они подлинны, сами приходите и убедитесь. Горько, Конька-Горбунка похитили вандалы и превратили в никчемный сувенир Сафари-парка под Задонском.
Трагическая и славная, сказочная – родная Русь!

  
Николай Скуратов,
  член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество»,
  академик ПАНИ. 
Сентябрь 2015.

Статья опубликована: 11.09.2015 | Последние правки материала: 24.01.2017