Меню
Назад » » »

РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ 1871-1917 гг.

Долгие хлопоты настоятельницы Анфисы о преобразовании об­щины в полноценную иноческую обитель увенчались успехом лишь в 1871 г. Высочайшим указом Св. Синода от 6 марта Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община была утверждена как общежительный монастырь. А 27 июля 1871 г. состоялось торже­ственное открытие монастыря настоятелем Вышинской пустыни ар­химандритом Аркадием. В ознаменование преобразования Троеку­ровской общины в монастырь 5 сентября того же года настоятельни­ца Анфиса была посвящена в сан игуменьи.

В 1871 г. указом Тамбовской духовной консистории от 27 июля к Троекуровскому монастырю была приписана построенная в 1841 г. и освященная 1 ноября того же года каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей. Храм еще с 1859 г. распоряжением епархиального начальства считался при­писанным к Иларионовской женской общине. Церковь эта находи­лась в четверти версты от монастыря на окраине села Троекурово и была окружена каменной стеной. Главный престол Успенского хра­ма с одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а прицельный во имя св. пр. Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма. Построена Успенская церковь была местным помещиком Иваном Ивановичем Раевским, благодетелем старца Илариона и се­лившихся близ него послушниц. Позднее Раевский был в ней и похо­ронен.

Достопримечательностями Успенской церкви являлись: местночтимая икона Нерукотворного Спаса древнего письма в сереб­ряной ризе с вызолоченным венцом; платиновый киот с иконой Спа­сителя в серебряной ризе над местом упокоения строителя храма И. И. Раевского; запрестольный крест из разноцветных камней.


После присоединения к монастырю Димитриевской и Успенской церквей в обители начался период активного строительства.

В 1873 г. игуменьей Анфисой сооружена ограда с западной стороны обители и по предсмертному благословению затворника Илариона иждивением Александры Николаевны Голдобиной заложена и на­чата постройка каменной надвратной церковь св. пророка Илии. В 1875 г. на пожертвованные липецким купцом Василием Козмичем Русиновым 800 руб. были исправлены ветхости Успенской церк­ви

В следующем 1876 г. обновлена Димитриевская церковь - во­зобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашеству­ющих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконос­тасы всех трех престолов. Кроме того, устроен вновь и освящен епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) престол главного Димитриевского алтаря.

А 2 мая 1880 г. игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в оби­тели новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года Строительное отделение Тамбовского губернского правле­ния по представлению Консистории рассмотрело и утвердило пред­ложенный проект храма.

В конце августа 1880 г. Троекуровский Иларионовский монастырь посетил Тамбовский Владыка - епископ Палладий II (Гонкевич). 25 августа после Божественной Литургии он совершил торжественную закладку нового соборного храма на месте разобранной ветхой дере­вянной церкви над могилой старца Илариона.

Леон Николаевич и Анисья Андреевна Шишковы - данковские помещики, благотворители Троекуровской обители. Фото нач. XX в. На следующий день 26 августа - Преосвященный Палладий освятил сооруженный тщанием и иждивением Александры Николаевны Голдобиной и данковского помещика, генерала Леона Николаевича Шишкова двухпрестольный каменный о трех главках Ильинский храм над святыми вратами в западной стене обители. Второй престол надвратной церкви был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Ильинский храм был двусветный, внутри стены его были отделаны под серый мра­мор. Преосвященный Палладий, совершив освящение Ильинского храма, сожалел, что до этого радостного события не дожили главные виновницы его - сестры Александра и Анна Николаевна Голдобины.
Благотворители обители и душеприказчицы старца Илариона скончались 30 и 27 сентября 1879 г. соответственно. Отслужив по ним панихиду на приходском кладбище, епископ Палладий благо­словил перенести прах строительниц в специально устроенную под Покровским престолом Ильинского храма усыпальницу. Вскоре это и было совершено с разрешения губернатора. Леон Николаевич и Анисья Андреевна Шишковы, завершавшие по духовному завеща­нию сестер Голдобиных строительство Ильинского храма, положи­ли на их новую могилу мраморную доску с врезанной в нее иконкой Покрова Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, которой старец Иларион благословил некогда Александру Николаевну.

Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглаво­го собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр Федорович Морев. Немало сил положили сестры Троекуровской обители на сбор пожертвований и сооружение Владимир­ского собора. Средства на возведение нового соборного храма по­ступали из многих городов - Москвы, Петербурга, Бахмута, Вятки, Екатеринодара, Епифаии, Ельца, Казани, Киева, Кременчуга, Курс­ка, Николаева, Новочеркасска, Одессы, Осийска, Пензы, Перми, Пол­тавы, Рыбинска, Самары, Саратова, Симбирска, Ставрополя, Тулы, Харькова, Александро-Грушевска. Так, например, в 1884 г. наиболее крупные пожертвования поступили от лебедянского помещика Ми­хаила Фёдоровича Штейна (500 руб.), от госпожи Перловой из Мос­квы (200 руб.), по духовному завещанию госпожи Демидовой от ду­шеприказчика господина Леонида Алексеевича Крюкова (3000 руб.).

 

Соборный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери с южной стороны. Фото 2004 г.Наиболее активно строительство Владимирского собора велось с 1888 г. Судя по приходно-расходным книгам Троекуровского монас­тыря, в это время производилась каменная кладка стен. В расходных книгах монастыря в это время указаны выплаты подрядчикам: 1343 рубля 50 копеек, выданные крестьянину с. Троекурово Козьме Саль­никову за 128 тысяч кирпича с известью, поставленного им к новостроящейся церкви 350 рублей - Михаилу Евсееву Дежемесову за 35 тыс. кирпича"

 

В 1889 г. насельницами обители было собрано на построение со­борного храма и ремонт 3813 руб. 30 коп., в 1890 г. - 2647 руб. 25 коп. В 1892 г на сооружение собора поступило из Петербурга от госпожи Дервиз 1000 руб., из с. Телепнёва по духовному завещанию крестьянина Михаила Курушина - 400 рублей, из Ельца от купца Заусайлова 200 руб., из Москвы от госпожи Перловой 200 руб., от вдо­вы священника Розанова Анны Ивановны Розановой - 100 рублей, в 1893 г. - из Петербурга от гос­пожи Ивановой 200 рублей и от госпожи Толстой - 200 рублей".

Те же приходно-расходные книги дают наглядное представ­ление о ходе строительства и внутренней отделки Владимир­ского собора. В 1893 г. работы близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ива­на Михайловича Егупова обите­лью приобретено «для крыши новостроящегося храма» 100 пудов листового железа и по­крыта кровля выплачены под­рядчику последние деньги за кладку, а в окна вставлены цвет­ные стёкла.

Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский). Фото начала XX в.

Главный престол Владимир­ского собора был освящен 19 ав­густа 1893 г. Преосвященным Иеронимом (Экземплярским), епископом Тамбовским и Шацким. Сорок пять икон главного иконостаса Владимирского собора были на­писаны московским живописцем Алексеем Яковлевичем Стороженко на сусальном золоте. Восемь серебряных риз с позолотой и эма­левыми вставками на местные иконы и на царские врата выполнил московский мастер Яков Алексеевич Борисов. Средства для иконо­стаса также собирались по всей стране - в Новочеркасске Михаил Иванович Шабанов пожертвовал 1000 руб., в Александро-Грушевске Елизавета Карпова - 200 рублей.
Позднее, 28 октября 1907 г. освящен придельный престол с юж­ной стороны во имя преподобного Илариона, а придел с северной стороны — во имя Всех Святых - так и не был освящен до революции по неизвестной пока причине.

 

Место Гробницы преподобного Илариона Троекуровского в пещерном храме Владимирского собора.Под Владимирским собором, как и в прежнем храме, иждивением помещика Леона Николаевича Шишкова была устроена небольшая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во имя св. Мефодия и св. Феодосии.

Освятил ее 18 августа 1894 г. монастырский священ­ник Николай Никандрович Ан­дреев по благословению Преос­вященного Александра (Богда­нова), епископа Тамбовского, ней, как и прежде, находилась гробница старца Илариона, покрытая серебряной доской изображением троекуровского подвижника во весь рост.

Кроме поистине всенародной стройки Владимирского собора продолжали обустраиваться и другие храмы Троекуровской обители. Так, в 1888 г. была сделана тёплой Димитриевская церковь. Летом 1895 г. произ­водился ремонт Ильинской цер­кви. На средства все того же бла­готворителя - генерала Л. Н. Шишкова - были исправлены ветхости кровли, она покрашена зеленой краской, обновлены рамы в окнах.

В 1892 г. в Троекуровском монастыре открыта школа грамоты для сорока девочек. На соответствующее прошение настоятельницы оби­тели Преосвященный Иероним, епископ Тамбовский наложил резо­люцию: «...сочувственно благословляю...».

Первой учительницей школы была утверждена послушница Елена Ивановна Коленкина — дочь липецкого купца, окончившая курс городского училища.

По­мимо школы при монастыре в 1893 г. действовало Троекуровское Иларионовское училище на 10 человек, строился гостиный двор, ремонтировалась каменная ограда вокруг обители.

 

С 12 ноября 1895 г. Троекуровскую обитель возглавила новая на­стоятельница - вместо игуменьи Анфисы, уволенной на покой по ее же прощению ввиду преклонного возраста и слабого здоровья и ос­тавшейся в Троекурово, указом Св. Синода была назначена монахи­ня Нафанаила. Новая начальница монастыря - в миру Наталия Антоновна Арнатова - родилась в 1834 г. в семье псаломщика в г. Лебедя-ни и поступила в монастырь еще при жизни старца затворника Илариона в 1848 г.

Указом от 20 марта 1864 г. была определена в по­слушницы, 15 декабря 1869 г. накрыта рясофором, 6 августа 1872 г. пострижена в монашество с именем Нафанаилы. А 14 сентября 1896 г. настоятельница Троекуровского монастыря монахиня Нафа-наила возведена в сан игуменьи.

Тамбовский Преосвященный епископ Алек­сандр (Богданов)13 июня 1896 г. Троекуровский женский монастырь при обозрении епархии посетил Тамбовский Преосвященный епископ Алек­сандр (Богданов). В святых воротах обители архиерей был встречен духовенством монастыря и настоятельницей с сестрами. Жители ле­жащих на пути Владыки деревень ожидали архиерейского проезда около своих домов при столе с хлебом-солью и иконой и приветство­вали проезжающего своего Архипастыря глубоким поклоном. По обычной встрече в монастырском Димитриевском храме Преосвя­щенный Александр сказал собравшимся слово о необходимости для инокинь взаимного мира, любви и единодушного согласия, без кото­рых не принесут насельницам обители пользу ни иноческие их под­виги, ни молитвы.
После этого Владыка спустился в пещерный храм под Владимирским собором, где помолился на могиле затворника Илариона. Затем Преосвященный осмотрел монастырские храмы и здания. Особенно благоприятное впечатление произвел на него сво­им благолепием и благоустроенностью новый соборный храм мона­стыря во имя Владимирской иконы Божией Матери - светлый и про­сторный, с дорогим великолепным предалтарным иконостасом и с хорошей церковной утварью. По осмотре храмов епископ Александр посетил келью подвижника Илариона, в которой он жил и до сих пор сохранялись некоторые его вещи. Кроме того, Владыка посетил мо­настырскую кухню и трапезную, благословил приготовленную ино­кинями трапезу, испробовал и одобрил хлеб, квас и все кушанья и сказал присутствующим монахиням вразумительную речь о смире­нии, послушании и о взаимном согласии и единодушии, в которых замечается недостаток между насельницами сей обители. Преосвя­щенный побывал в кельях новой настоятельницы обители - Нафана­илы и прежней - игуменьи Анфисы, в кельях некоторых насельниц, где благословлял инокинь и внушал «старшим следить за младшими и руководить их добрым примером своей строго-иноческой жизни - взаимной любви, согласия и единодушия, а младшим отечески заве­щал смирение с полным послушанием».
На следующий день Преосвященный Александр отслужил литур­гию в сослужении благочинного монастырей игумена Митрофана, священника монастырской церкви Н. Н. Андреева и благочинного В. В. Архангельского. Для многочисленных жителей села Троекуро­во и окрестных селений Владыка сказал после службы проповедь о предреченных Спасителем Своим последователям страданиях, в при­мер которых им была приведена история страданий св. вмч. Димит­рия Солунского, покровителя одного из монастырских храмов, и о том, как тяжело переносить незаслуженное злословие и нарекание, чего особенно должны остерегаться посвятившие себя иноческой жизни.
Епископ Александр отслужил панихиды в пещерном храме по затворнику Илариону и в Ильинском храме по строительницам сестрам Голдобиным.

Закончив осмотр монастырских строений, Преосвященный Алек­сандр благословил новую настоятельницу на труды по приведению обители в более благолепный вид, для чего требовалось провести срочный ремонт многих зданий.При игуменьи Нафанаиле в монастыре продолжилось активное строительство.

В 1896 г. настоятельница выстроила игуменский дом и новую трапезную с кухней и хлебопекарней с двумя подвалами и тремя амбарами при ней.
Несколько крупных построек было произ­ведено в 1897 г. после пожара, принесшего немалый вред монасты­рю. Сооружены новый странноприимный дом, каменный дом для рабочих и два сарая.
В 1900 г. окончены паперти Владимирского собора, в 1902 году в нём настелен деревянный пол, в 1903 г. про­должалась его внутренняя отделка - стены собора окрашены клее­вой краской.

Надвратная колокольня Троекуровского монастыря.В 1901-1902 гг. был обновлен Успенский кладбищенский храм, а в 1903 г. в нем упразднен Лазаревский престол на хорах.

В 1904 г. построена новая деревянная колокольня и приобретены для нее в Петербурге на заводе Финляндского новые колокола на 1257 руб. 97 копеек.

В том же году устроен престол во имя св. Серафима Саров­ского на хорах трапезной Димитриевской церкви, а сам храм возвра­щен из разряда монастырского в сугубо приходской.

Для чего причт его был разделен на два штата - в Димитриевской приходской церкви стали служить священ­ник, диакон и псаломщик, а в монастырском безприходном Владимирском соборе - свя­щенник и диакон.

В 1907-1909 гг. построена каменная надвратная колоколь­ня в три яруса на южной стене обители. При игуменьи Нафанаиле, чьи неустанные труды по украшению Троекуровского мо­настыря были отмечены в 1900 г. Св. Синодом наперсным крестом

Храм Архистратига Михаила.В 1900 году  начато сооружение теплой каменной церкви во имя Архистратига Михаила, оконченное в 1912 г. В том же году настоя­тельница согласно собственного прошения была уволена на покой с правом пребывания в Троекуровском монастыре, а новой настоятельницей указом Св. Синода назначена монахиня Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии Херувима. В том же году новая настоятельница посвящена в сан игуменьи. В следующем 1913г. 30 мая Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий освятил новопостроенную Архангельскую церковь.
 

Так обустраивалась и приобретала благолепный вид Троекуровская женская обитель. Территория монастыря тогда представляла собой ровную, четырехугольную площадь, по периметру которой располагались небольшие домики - келий инокинь и послушниц. По данным 1880 г., в монастыре числились настоятельница, 38 монахинь и 151 послушница.


Перед самой революцией, в пору наивысших своих расцвета и славы, Троекуровский Иларионовский женский монастырь представлял собой значительный комплекс зданий и сооружений в центре села Троекурово близ большой дороги из Лебедяни в Елец, невдалеке от реки Красивая Меча.
 


  Внутри почти квадратного периметра монастырских стен с большими башнями в юго-западном и юго-восточном углах обители возвышались три монастырских храма - Владимирский собор, Димитриевская и Архангельская церкви.

  • Четвертый храм - Ильинский - располагался над святыми вратами в западной стене обители. В южной стене, также над воротами, взметнулась вверх колокольня.

Все храмовые здания и звонница монастыря были по­крыты железом, окрашенным зеленой масляной краской.

Близ Димитриевской церкви находилась небольшая бревенчатая сторожка. Почти в самом центре монастыря располагался одноэтажный дере­вянный, крытый железом, оштукатуренный с обеих сторон дом игу­меньи. Рядом с ним одноэтажная каменная, крытая железом трапез­ная, под одной крышей с которой были устроены кухня, «хлебная» и три амбара. Недалеко - двухэтажное кирпичное здание для просфор­ной, сооруженное в 1846 г., в котором также размещались сестры, чьим послушанием было изготовление просфор.

  • Северная часть Троекуровского монастыря. Рис. 1970-х ггНа северной сторо­не обители находилась маленькая деревянная, крытая железом келья для чтения Псалтыри. За алтарем Владимирского собора бережно хранилась сестрами обители бревенчатая келья затворника Илариона, построенная для него тогдашним владельцем села Иваном Ивановичем Раевским в 1820 г.
  • На юго-западной стороне монастыря близ Ильинского храма располагался большой деревянный дом, построенный для себя Александрой Николаевной Голдобиной, в котором после смерти благотворительницы проживали некоторые насельницы обители.
  • В юго-восточном углу монастырской территории близ Архангельской церкви находился большой двухэтажный корпус - низ кирпичный, а верх деревянный, построенный игуменьей Нафанаилой в 1897 г. для приема странников. В этом же здании помещалась и церковно-приходская школа. Рядом - каменная кухня для рабочих.
  • Внутри монастырской ограды вдоль всего ее протяжения стояли 92 одноэтажных деревянных, крытых железом кельи, выстроенных насельницами обители для собственного проживания за свой счет.
  • В северо-восточном углу монастыря находились два одноэтажных деревянных дома со службами, построенных в 1907 г. матушкой Нафанаилой для священника, диакона и псаломщика монастырских храмов.
  • Кроме того, в юго-восточном углу располагались скотный и кон­ный дворы с каменными постройками, несколько каменных амбаров и сараев были разбросаны по всей территории Троекуровского монастыря.


 Сестры Троекуровского монастыря. Фото начала XX в.

Вместе с широкой известностью и славой монастыря активно росло количество его насельниц.

В конце XIX века в обители насчитывалось: 

40 монахинь, 24 рясофорных послушницы, 36 послушниц, определённых указами, и 140 послушниц, проживающих по свидtтельствам от местных начальств.

В 1914 г. монашествующих 55, указных и рясофорных послушниц 55, послушниц, проживающих на испытании, 152.


Кроме построек в самом Троекурово монастырю принадлежали два дома - каменный и деревянный - в городе Лебедяни под № 2 и 3 в квартале 15 и № 4 на ул. Набережной, построенные в 1870 г.

У Троекуровского монастыря было большое хозяйство, обеспечи­вавшее продовольствием многочисленных сестер обители - плодовый сад, конный и скотный дворы, каменная ветряная мельница. Усадеб­ной земли под самим монастырём насчитывалось около 6 десятин. Кроме вышеуказанных построек на монастырской усадьбе в Троеку­рово размещались фруктовый сад и огород. В одной версте от обители находился монастырский участок пахотной земли площадью 11 деся­тин. Часть его также была занята фруктовым садом, обнесенным ка­менной стеной. Здесь же стоял деревянный домик для сторожей.

Монастырю принадлежали два хутора - так называемый Голдобинский в деревне Савинки в 4 верстах от обители по дороге в Лебедянь и в деревне Мочилки в 6 верстах от Троекурово, приобретенный при участии Ф. 3. Ключарева.

В Савинках монастырские угодья насчиты­вали 200 десятин пахотной земли. На самом же хуторе были следующие постройки: деревянные дом для сестер и кухня для рабочих, камен­ные скотный двор и рига, несколько деревянных амбаров. Большин­ство построек относилось к концу XIX-началу XX вв. - периоду на­чальствования и активной деятельности в Троекуровском монастыре игуменьи Нафанаилы.

На Мочильском хуторе, при котором насчиты­валось 350 дес. пахотной земля, было еще больше различных хозяй­ственных строений: ветряная деревянная мелышца, каменные просо­рушка и рига с конной передвижной молотилкой и веялкой, каменные скотный и конный дворы, каменная кузница, каменный дом для про­живания в нем сестер, баня, каменный дом для рабочих, несколько деревянных и каменных амбаров. Большая часть этих строений по­явилась при игуменьях Анфисе и Нафанаиле в 1880-1890-х гг.

Ковер ручной работы, изготовленный монахинями Троекуровского монастыряПомимо сугубо сельскохозяйственных работ на монастырских хуторах насельницы Троекуровской обители занимались вышиванием по канве гладью и золотом, тканьем ковров, украшением икон. Двусторонние ковры, изготовленные в Троекуровском монастыре, славились на всю округу.
Нередко столичные паломники увозили их в Мос­кву и Петербург. Ковер ручной работы, изготовленный монахинями Троекуровского монастыря, был и в келье старца Амвросия Оптинского, который все эти годы после своего судьбоносного посещения троекуровского затворника Илариона поддерживал духовную связь с обителью и жертвовал деньги на ее благоустройство и украшение.


К западу от монастыря в 2,5 верстах находилась приписная к нему каменная часовня на особо почитаемом святом источнике, постро­енная в 1841 г. помещиком И. И, Раевским. На этом месте, по преда­нию, и явилась Владимирская икона Божией Матери, именуемая «Яв­ленной». Часовня была построена Раевским одновременно с Успен­ской кладбищенской церковью, украшена им стенной живописью и иконостасом. В просторном, оштукатуренном снаружи здании часовни над святым колодезем находилась (кроме образов в иконостасе) большая Владимирская икона Богородицы в медной ризе - список с местной чудотворной иконы Божией Матери «Троекуровская».

К этой часовне и святому источнику под ней ежегодно 21 мая (ст. стиля) совершался крестный ход. После ранней Литургии в храме св. Димитрия Солунского при многочисленном стечении богомольцев от монастыря с обеими Владимирскими иконами Божией Мате­ри - местной чудотворной и явленной - и другими святыми образа­ми шествие двигалось между лощиной и живописной березовой ро­щей к высокому холму, где среди зелени и стояла часовня. Возле нее служился молебен Божией Матери с акафистом и освящение воды. Как вспоминали участники этих крестных ходов «...какое-то особен­но благодатное чувство объемлет душу каждый раз, как приближа­ешься к этому благословенному месту. С особенным благоговением слушаешь акафист Царице Небесной; с особенным духовным наслаж­дением вкушаешь освященную воду».
 

Тихвинская икона Божией МатериДругой крестный ход - 26 июня в день празднования Тихвинс­кой иконы Божией Матери - совершался вокруг Троекуровской оби­тели с 1840-х гг. по заповеди старца Илариона в память полного солнечного затмения, происшедшего в этот день. По благослове­нию затворника священник Савва Львов с насельницами и жителями села обошел тогда крестным ходом вокруг стен Димитриевской церкви, служа по всем сто­ронам ограды молебен Божией Матери, а на северной стороне у деревянной кладбищенской церкви отправил панихиду о всех усопших христианах. По окончании крестного хода уча­стники его с радостью увидели над собой чистое небо и возбла­годарили Господа, даровавше­го им в лице старца Илариона духовного утешителя, заступ­ника и молитвенника. С тех пор Иларион заповедовал сестрам ежегодно в день Тихвинской иконы Божией Матери совер­шать вокруг обители крестный ход, что свято исполнялось многие годы.

Лишь местные крестьяне как-то постепенно забыли о сем благочестивом обычае, пока од­нажды в 1860-х гг. 26 июня сильный град не побил все посевы на их полях. Тут только мужики вразумились и, признав в сем Божие наказание за свое нерадение, слезно просили матушку Макарию, бывшую тогда настоятельницей обители, поднять святые иконы и обойти не только вокруг церкви, но и по полям. С тех пор все жите­ли Троекурово старались принять участие в этом крестном ходе, призывая на себя и свое поселение молитвенное заступничество угодника Божия старца Илариона.

 

Таким представал Троекуровский Иларионовский женский монас­тырь со всеми своими храмами, жилыми и хозяйственными постройка­ми, насельницами и священнослужителями, традициями и достопримечательностями многочисленным паломникам-богомольцам, посещав­шим эту святую обитель в период ее наивысшего расцвета - в начале XX века. Множество простого народа и представителей самых богатых и образованных слоев российского общества стремилось в Троекурово - к гробнице великого угодника Божия - старца Илариона.


 

    Также рекомендуем к прочтению дополнительные материалы:

  ПЕРВЫЕ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ. 1857-1871 гг.

  ЗАКРЫТИЕ МОНАСТЫРЯ 1917-1927 гг.

Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника
и история троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря.

© Составители: Найденов А.А., Клоков А.Ю.
Фото: Найденов А.А., Гусаров Н.А.
Фото монастыря начала XX века предоставлено Надовым К.О.

© Издание Свято-Димитриевского Иларионовского троекуровского монастыря

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar