Меню
Назад » » »

Забытый мир Лебедянского Подонья

Фотоочерк опубликован в журнале «Неоновый Город», в номерах 126, 127 в ноябре-декабре 2015 года  Неоновый город №126
 
  Забытый мир Лебедянского Подонья.
  Этот уголок лебедянского Подонья выпал из внимания устроителей туристических маршрутов, а жизнь продолжается: чистые струи быстрого Дона и чудесные ландшафты устья Красивой Мечи умиляют отдыхающих, обилие рыбы в глубоких омутах влечёт рыбаков, статуи Красного Холма и Кураповские Скалы потрясают любителей природы. Предлагаю пройти сквозь туманную пелену вечности в Большое Попово и Тютчево и вспомнить имена наших славных предков.
 
  Село Большое Попово.

 
  Разбирая документы в архиве, Александр Иванович Гамаюнов отыскал Платёжную книгу Лебедянского уезда 1615 года, составленную на основе «Письма, меры и межеванья» писца Осипа Секерина и дьяка Добрыни Русанова, в которой значится Попова Поляна, и открыл дату основания села:
  «В том же селе Попове Поляне за Лавренътьем Трофимовым сыном Безлепкиным жеребей Поповы Поляны старого ево поместья. А на ево жеребей двор ево помещиков. Да за ним ж бобылей: Васка Данилов, Дружинка Перфильев, Мирошка да Ивашка Федоровы. Пашни паханой десять чети, перелогу дватцать чети, дикого поля сорок пять чети. Обоего пашни паханой и перелогу и дикого поля семьдесят пять чети в поле, а в дву поому ж. Сено и лес писан под Мелентьевою статьею Чеусова. А з живущего ему платить с полуосьмины. А владеет он тем поместьем по писцовой выписи Осипа Секерина да подъячего Добрыни Русанова 122-го году (1613/14 г.)».
  Здесь описано землевладение Безлепкина Лаврентия Трофимовича с его работниками (бобылями), размер налога и указана дата, с которой он им владел. Очевидно, имел он и документ (выпись) на эту землю. Почему год написан сдвоенным? Потому что 1613-й закончился 31 августа, а 1614-й начался 1 сентября – таков был древний календарь.
 
 О храме рассказано:

  «Село Большая Попова Поляна на озерке под Романцовским лесом. А в нем церковь во имя Николая Чюдотворца древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское. А на церковной земли поп Яков, пономарь Ивашко Васильев, проскурница Марьица. Пашни паханой и перелогу и дикого поля на пашню пятнадцать чети в поле, а в дву потому ж. Сено тридцать копен».

  И о селе:

  «И всего в селе в Большой Попове Поляне за тридцатью человеки помещики да за вдовою да за недорослем одиннатцать дворов помещиковых, одиннатцать дворов крестьянских, да двенатцать дворов бобыльских. Пашни паханой и перелогу и дикого поля на пашню пятьсот семьдесят пять чети в поле, а в дву потому ж».

  В разных документах того периода времени встречаются имена двоих Скуратовых, которые числились «детьми боярскими» села Ракитны (Старое Ракитино), однако владели землями в Малой Поповой Поляне, на которых стоял старый «двор ево помещиков». Это указание позволяет сделать вывод, что старое «помесье» изначально было «гнездом» Скуратовых Лебедянского края:
  «В той жа деревни за Лаврентьем Лазоревым сыном Скуратовым жеребей Малой Поповой Поляны старого ево помесья. А на его жеребей двор ево помещиков».
  Кроме земель, Скуратовы имели в Большом остроге (в Лебедянской крепости) «дворы осадные лебедянъцов детей боярских: (двор) Ондрея Скуратова да Лаврушки Скуратова ж. Длина двору шесть сажен, поперек пять сажен».
  Эти «дворы осадные» предназначались для укрытия в крепости и проживания, при появлении врагов в пределах уезда. Многочисленные «помещики» и «бояре» здесь не дворяне, а всего лишь владельцы участков земли (жеребей). Терминология в те века была несколько другая.
  Романцовский лес, ныне Тютчевский, в древности занимал всё междуречье Мечи и Дона,  поэтому Поляны находились под лесом, а река Дон ошибочно названа озерком. Ошибки в документах встречаются нередко. Следует отметить, что и Лебедянь в Переписной книге А.Домогацкого от 1709 года упоминается в связи с озером Великим Лебединым, следов которого не выявлено. Предполагаю, что под настойчиво поданным в обоих документах озером или озерком, подразумевается река Дон, возможно, так он значился на местном диалекте в тот период времени. Этот край речной, а озёр здесь нет совсем.
  По данным переписной книги 1710 года в казённом селе Попово насчитывалось 34 двора и 114 жителей.
 

 
  В межевом атласе Лебедянского уезда от 1790 года на месте улиц Барские Первые и Вторые показана Малая Попова Поляна, а на месте современного центра села –  Попово.
 

 
  По сведениям «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» 1911 года в приходе Никольской церкви числилось 460 дворов, а в них проживало 1507 душ мужского пола и 1569 душ женского. В приход входили девять поселений: Большое Попово – 211 дворов, Меньшее Попово – 58 дворов, Первая Куликовка – 20, Вторая Куликовка – 72, Дубровка – 36, Комаровка – 11, Скуратовка на Ключах – 14, Скуратовка Заречная – 15, Льговка – 8 дворов. При церкви действовала церковно-приходская школа, а земская – располагалась во Второй Куликовке. Церковь владела 33 десятинами полевой земли. Её полный годовой доход составлял в то время 1500 рублей. В селе действовала экономия Ольги Ивановны Устряловой.
 

 
  Разгадку названия села Большое Попово следует искать в Старом Ракитино. Здесь на улице Поповке изначально жили владельцы земель, расположенных в Поповых Полянах. Почему так далеко? Не было в тот период свободных пахотных земель в лесистой зоне междуречья. Возьмите в расчёт, сколько сена и зерна перевозили из Попово в Ракитино за 20 вёрст? По-возможности владельцы переселились на свои земли. А что это за такая улица «Поповка», где её искать? Нет ничего проще: на ней и поныне стоит поповский дом и Казанская церковь, поменявшая название после перестройки. Церковь села Старое Ракитино в начале 17 века:
  «Село Ракитна на речке на Рокитенке, а в нём церковь во имя Николы Чюдотворца древяна клецки. А около церкви паперть. А в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское. А у той церкви поп Лаврентей, дьячок Оска Лаврентьев, пономарь Трофимка Аристов, проскурница Ульянка. Пашни церковные земли и дикого поля на пашню пятнадцать чети в поле, и в дву потому ж».
  Могло ли быть иначе, если люди и земли в обиходном разговоре и по-принадлежности были «поповскими», и в Ракитино, и в Полянах? Церкви, и те близнецы! Современный человек сказал бы «Малая Поповская Поляна», а в древности – «Меньшая Попова Поляна». Русский язык трансформировался, а смысл остался прежним.
 
  Село Тютчево.

 
  Отец А.С. Пушкина, Сергей Львович, всего лишь около года был лебедянским помещиком. Документы обнаружил историк Н.В. Кривошеин в Российском государственном архиве древних актов и опубликовал в статье «Пушкин мог родиться в Лебедяни». Речь идёт о сделке купли-продажи Больше-Поповского имения. По мнению Николая Викторовича, Сергей Львович в имении вообще не появлялся, потому что сделку совершил по доверенности.
  По третьей ревизии 1762 года Б.Поповское имение значится во владении Николая Ивановича Сабурова, происходившего из известнейшего дворянского рода. Отставной полковник Сабуров был бездетным, а в 1803 году умер. Имение перешло в наследство трём его двоюродным сёстрам. Две сестры, престарелые девицы Чичерины Марья Васильевна и Варвара Васильевна, были помещицами Козельского уезда Калужской губернии. А третья – Ольга Васильевна, мать Сергея Львовича Пушкина, к этому моменту умерла, поэтому доля перешла сыну. Имение никому из наследников не было нужно, и встал вопрос о его продаже. Покупателем стал Василий Иванович Пальчиков – отставной оберпровиантмейстер, лебедянский предводитель дворянства в 1798 – 1803 годах, помещик сёл Тютчево-Иншаково, Троицкое-Хрущёво, Брусланово и деревни Гребёнкино. Он был сыном капитана Ивана Филипповича и внуком известного корабельного мастера Филиппа Петровича Пальчикова, соратника Петра I, строившего военный флот России и в нашем крае. Потомки этого рода жили в Лебедянском уезде вплоть до революции. 13 июня 1810 года В.И. Пальчиков продал имение и крестьян своей сестре Дарье Ивановне за 1400 рублей. Но это была уже другая, родственная сделка, а мы вернёмся к Пушкину.
  Сделка купли-продажи с Василием Пальчиковым была совершена в Московском надворном суде второго департамента 11 ноября 1804 года, а 1 декабря того же года зарегистрирована в Лебедянском уездном суде. Документ представляет типовую купчую «о продаже сёстрами девицами Чичериными и Сергеем Львовичем Пушкиным имения в дачах сёл Большая и Малая Попова Поляна». Новому владельцу перешло 25 душ крестьян «мужеска пола с жёнами и новорождёнными после пятой ревизии обоего пола их детьми, с зятьями и с пришлыми, …с господским и крестьянским дворовым огуменным и всяким строением, с хлебом стоячим, молоченым и в земле посеянном, со скотом и птицею и со всяким крестьянским имуществом, с пашенною и усадебною землёю, с лесы, с сенными покосы, с рыбными ловлями и со всеми угодьи». Указана цена сделки 5000 рублей.
  В этом году Александру Сергеевичу Пушкину шёл шестой год.
 

 
  Село Тютчево известно из Писцовых книг 1626-30 годов Бруслановского стана Елецкого уезда, как «село Никитское (Большая Иншакова) на берегу реки Мечи под Романцовым лесом» с храмом, посвящённым святому Никите. Храм отмечен с 1918 года служением Петра Шмарина, ставшего с  1926 года епископом Липецким Уаром. Священномученик Уар был репрессирован, от веры не отрёкся и в 1938 году погиб в тюремном лагере.
 
  Село стоит на высоком берегу исторического Красного Холма, нависающего над устьем Красивой Мечи. Здесь три недели стоял Мамай, и в туманное утро 8 сентября 1380 года двинул войска в атаку на Куликово Поле. Предположительно, своё имя село посвящает Захарию Тютчеву, который служил послом Дмитрия Донского к Мамаю. Место в устье Красивой Мечи привлекательное, живописное, но жить здесь не практично – тяжело хозяйствовать из-за проблем водоснабжения. Колодцы не построили, потому что трудно пробивать их стволы в каменной скале высотой свыше 20 метров, а потом утомительно качать воду с такой глубины. Люди постоянно жили мечтой на исход в места более водные, поэтому не спешили рыть рекордно глубокие колодцы. Пологие спуски к реке имелись по склонам двух оврагов, а в других местах жители вырубали ступеньки в скале и за сутки уносили до двадцати вёдер воды, чтобы напоить скот и справить хозяйственные нужды. Испытав такие тяжкие труды, люди покидали усадьбы при первой возможности весь советский период. Село быстро вымирало. Обустройство быта началось в 70-е годы. Однако устройство водопровода, электросети и прокладка дороги сильно запоздали, а тут ещё не кстати пришла и наложилась всеобщая волна угасания деревенской жизни.

 
В селе Тютчево на самом низком береговом участке, к нашему времени осталось десятка полтора домов, включая дачные усадьбы. Никитский храм стоит в заброшенном состоянии и хранит тайну потерянной могилы исповедницы Хионии и священномученика Уара, а славную историю дворянского рода Пальчиковых погребли руины помещичьей усадьбы, укрытые дикими клёнами в соседней Иншаковке.
 
   Дворяне Устряловы.
  Могилу молодого офицера, накрытую строгой чугунной плитой, я увидел впервые в начале 1960-х годов, когда с группой любопытных сверстников побывал в заброшенной церкви села Большое Попово. Никольский храм стоял с настежь распахнутыми дверями, выбитыми окнами и протекающей крышей, всё было присыпано остатками зерна. Перекошенная плита лежала в левом приделе у передней колонны перед двумя алтарями одновременно, а под ней сквозь отверстия в прогнившем полу зияла могила.
 
 
Моя двоюродная сестра Людмила Сидоровна рассказала о другой странной экспедиции, составленной осенью 1971 года из десятиклассников местной школы во главе с учителем истории. Незадачливые «археологи» сдвинули надгробие с места, открылась неглубокая могила. Двое юношей посмелее спустились в неё, и когда без особых усилий приподняли деревянную крышку гроба, то увидели сапоги-ботфорты и военный мундир. В этот момент всех обуял страх! Крышку и плиту уложили на прежние места и без оглядки пустились по домам.
  Церковная жизнь стала набирать обороты в 90-е годы. К моменту реставрации храма про могилу уже никто не помнил. Ветхие доски убрали, пол выровняли отсыпкой щебёнки, сверху положили декоративную плитку, а плиту, валявшуюся на хламе возле окна, выставили на кладбище под стену церкви. Здесь её увидел липецкий историк и краевед А.Ю. Клоков и отвез в Лебедянский краеведческий музей. Автор статьи обнаружил надгробие при первом же посещении музея в 2009 году, и рассказал сотрудникам, откуда оно появилось.
  Линия моей матери Зои Александровны, урождённой Смирницкой, происходит из сословия потомственных священнослужителей. Осенью 2012 года начал работать над генеалогией своей семьи, которую помнил приблизительно, стал посещать государственный архив Липецкой области (ГАЛО) и изучать старинные книги. О такой удаче не мог и мечтать! Во время второго же визита открыл ёмкую запись, в которой значилось полдюжины исторических личностей села. Момент рождения моей бабушки Зинаиды зафиксирован под №40 в метрической книге Никольского храма от 20 сентября 1885 года (ГАЛО, фонд 273-5, Т. 131, стр.132). В сведении о родителях записано:
  «Села Попова приходской священник Владимир Васильевич Архангельский и законная жена его Мария Ивановна. Оба православного вероисповедования».
 
Эта запись позволила подтвердить отчества моих прадедушки и прабабушки, а настоящим открытием стали забытые имена местных дворян, которые выступили восприемниками (крёстными) новорождённой:
  «Гвардии корнет Павел Фёдорович Устрялов и штабс-ротмистра Владимира Фёдоровича Устрялова жена Ольга Ивановна».
  Павел умер через год после участия в обряде крещения от тяжёлой болезни печени. Он не дожил до 27 лет. Дошла до нашего времени лишь тонкая брошюрка, составленная из дневников пронзительных откровений молодого человека, с жаждой жизни, для служения Отечеству. Могила Павла Устрялова восстановлена в 2013 году. Явление значительное, и не только в истории села Большое Попово. Сможет ли кто из читателей показать подобное захоронение представителя славного российского рода в храмах Липецкой области?
  Эти находки стали трамплином для поисковой работы, открывшей удивительные судьбы самых знаменитых дворянских родов России и славных династий священнослужителей Лебедянского уезда.
  Свято-Никольский храм села Большое Попово имеет три престола: главный – святого Николая Чудотворца и два придельных. Современный каменный храм возвели в 1780 году, а приделы устроила Софья Николаевна после смерти в 1871 году Фёдора Герасимовича Устрялова. Левый придел она посвятила небесному покровителю мужа и сына – воину Феодору Стратилату, а правый – своей небесной покровительнице святой Софии – матери великомучениц Веры, Надежды, Любови.

  Софья Николаевна, дочь полковника Дурова, происходила из знаменитого дворянского рода, яркими представителями которого являются «кавалерист девица Дурова», известные цирковые артисты Дуровы и Народный артист Лев Дуров.

  Поиском сведений о семье Устряловых занималась С.А. Ретунская. На запрос, посланный Светланой Александровной, архив Тамбовской области выдал сенсационные результаты! В ответе значились Устряловы старшего поколения с такой славной историей рода, которой в России мало кто может похвастать! Автор воспользовался некоторыми документами.
Род Устряловых происходит от князей Куракиных. Бастарды, которые не могли попасть в документы по этическим соображениям. Согласно преданиям, Устрялов Герасим родился от побочной связи с крепостной крестьянкой Малоархангельского уезда Орловской губернии, поэтому не был официально признанным потомком и носил другую фамилию. Однако князь смог дать ему образование и назначил управляющим в имении села Богородское. Потом позаботился и о внуках – все они закончили университеты. На Крестительском кладбище города Орла сохранилось надгробие с надписью: «Под сим камнем погребено тело Герасима Трифоновича Устрялова. Родился в 1766 году. Скончался 1830 года января 9 дня».
 
Всего сыновей у Герасима было четверо:
Николай (1805-1870) – профессор Санкт-Петербургского университета, академик Императорской академии наук.
Александр (1813-1831) – чиновник 12-го класса.
Иван (1818-1861) – статский советник, начальник отделения канцелярии Военного министерства.
 
  Фёдор родился 7 февраля 1808 года - действительный статский советник. В истории России он отмечен как главный редактор Свода военных постановлений, избирался гласным петербургской городской общей думы от потомственных дворян, служил генерал-интендантом Военного министерства. К 1866 году под его руководством закончено составление Полного свода нормативных табелей о вещевом довольствии войск, а сам он назначен членом Военного Совета. Среди множества прочих наград, высших российских орденов у него имелось девять.
  С 1856 года крепостные крестьяне в метрических книгах Никольской церкви записаны за Устряловым. Вольноопределяющийся Фёдор Устрялов получил потомственное дворянство по указу Императора от 15 марта 1862 года по совокупности орденов и званий. В тот момент в его Б.Поповском имении Лебедянского уезда, числилось 173 души крестьян.

 

  

  У Фёдора Герасимовича было три сына.
 Тот самый корнет Павел окончил в 1879 году Пажеский корпус. Потом служил в Лейб-гвардии Конном полку – первом гвардейском полку русской кавалерии, одном из самых блистательных в России. Основным назначением полка было готовить офицерские кадры для пополнения армии. В Санкт-Петербурге гвардейцы нёсли караульную службу в Зимнем дворце, выезжали на летние учения в Красное Село, с 1721 года участвовали почти во всех войнах России.

  Владимир, родившийся 8 июля 1857 года, жил в имении после смерти отца и брата вплоть до Октябрьской революции. После отставки с военной службы в 1891-1901 годах выполнял обязанности мирового судьи в Лебедяни.
  Алексей родился 17 февраля 1860 года. Его судьба пока неизвестна.
  Помещичий дом стоял на высоком берегу Дона в конце улицы Барские Первые. Эта улица вела от усадьбы к Никольской церкви, поэтому в народе называется «Николавка». Старожилы свидетельствовали, что после революции усадьбу разобрали по камешкам местные мужики и соорудили из них свои дома. На месте остались оплывшие траншеи от фундаментов, поросшие бурьяном, да рощицы одичавшей сирени. Могилу корнета спасли и сохранили стены храма. Некрополь других Устряловых находился у северной церковной стены. Предположительно, здесь была могила Фёдора. Надгробия сокрушили, а образовавшийся пустырь стали занимать новые захоронения с середины 20 века. Исковерканный ландшафт в этом месте помню с детства.
 

  Ещё более яркой исторической личностью был дядя Павла – Николай, выдающийся историк, академик. По его «Истории России» училась наша страна в 19 веке. Им написана «История царствования Петра I» в шести томах, другие книги. Николай дружил с Пушкиным, служил ему консультантом в исторических вопросах. Список трудов, наград, должностей и званий, полученных Николаем Герасимовичем Устряловым в течение блистательной жизни, может занять несколько страниц. Он похоронен в некрополе Смоленского кладбища Санкт-Петербурга.
 
  Священники Архангельские.
  В Свято-Никольском храме в 1871-83 годы служил Иоанн Михайлович Архангельский – отец священномученика Тихона, родившегося в Большом Попове в 1875 году 1 июня, матерью которого была Мария Никандровна Андреева. На Центральной улице с 19 века сохранился ветхий деревянный дом, в котором жили семьи священников. После закрытия храма в доме размещалось правление колхоза «Россия», а до 1963 года школа, в которой учился автор статьи.

  Матушка Мария умерла в 1881 году, а 21 мая 1883 года от чахотки умер иерей Иоанн (ГАЛО, фонд 273-5, Т. 101, запись №11). Супруги похоронены за кладбищенской оградой Никольской церкви. Осиротевшему Тихону шёл восьмой год. Его с сестрой приютила и воспитала тётя Зинаида.
  Тихон Архангельский окончил Тамбовскую духовную семинарию. Служил в храме Дмитрия Солунского в Троекурово, а затем в Куймани. От него в браке с Хионией Ивановной родилось 18 детей, из которых выжили только девять.
Улица Кривушка в деревне Иншаковке.
 
  Отца Тихона, не отрёкшегося от веры, приговорили к расстрелу за контрреволюционную деятельность 4 октября, и казнили 17 октября 1937 года за окраиной Липецка. Его супруга Хиония добивалась от властей ответа, какова судьба мужа? Властям настойчивые требования скоро надоели, её обвинили в антисоветской пропаганде и 31 декабря 1937 года приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Освободили болящую старушку в конце 1944 года, когда диагноз показал рак горла.

Хиония Ивановна Архангельская. Июнь 1937.
Священник Тихон с супругой Хионией Ивановной
  
Прожила Хиония Ивановна на улице Кривушке, что в деревне Иншаковке, до 22 декабря 1945 года, и похоронена на кладбище у Никитской церкви села Тютчево Лебедянского района. Жители Иншаковки помнят место на пустыре в конце Кривушки, на котором стоял её дом. В те времена здесь было принято деревнями называть фактические улицы, а под понятие «улица» подходило место усадьбы, прилегающее к парадному выходу из сеней на проезжую дорогу фактической улицы. Другой выход из сеней вёл «на двор» – на скотный двор. Кривушка пошла по публикациям, как отдельная деревня, с лёгкой руки современников, не знавших местную терминологию.
  День памяти священномученика Тихона, являющего собой идеал чистоты и стойкости в убеждениях, и исповедницы Хионии, проявившей образец морали, преданности и верности, отмечается 17 октября.
 

  Мне Свято-Никольский храм особенно дорог памятью о прадеде – протоиерее Владимире, служившем здесь в 1883-1916 годы. Иерей Владимир Архангельский заступил на служение через месяц после упокоения Иоанна. Есть предположение, что такая преемственность была не только духовной, а ещё и родственной, что часто практиковалось среди священников. Иначе не имело смысла переходить в деревню из Николаевской церкви города Лебедяни. Протоиерей Владимир за столь долгий срок безупречной службы указом Императора Николая II от 1904 года награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Известен одиннадцатилетний период его работы в должности благочинного Троекуровского округа на рубеже столетий. Служение Владимира Васильевича оборвалось после паралича правой руки в 1916 году, а прожил он до 1928 года, а матушка Мария Ивановна (в девичестве Романовская) – до 1929 года. Из числа их детей выжили только три дочери. Анна была замужем за иереем Николаем Ивановичем Несмеловым, сменившего на посту служения тестя. Младшая дочь Зинаида вышла замуж за священника села Беловка Усманского уезда Смирницкого Александра Петровича. У них было шестеро детей, среди которых Зоя, ставшая моей матерью в замужестве со Скуратовым Прокофием Семёновичем.
 
 
Смирницкие Александр и Зинаида
Несмеловы Николай и Анна

  Семьям моих бабушки и прадедушки удалось избежать репрессий за отсутствием главных фигурантов. Александр Смирницкий умер в 1916 году от тифа, ему было 34 года. Похоронен иерей Александр в селе Сенцово под южной стеной алтаря Казанского храма, по месту последней службы. Бабушку Зинаиду с шестью детьми сиротами приютил парализованный Владимир, что было гражданским подвигом в голодные годы Мировой и Гражданской войны.
 

Источники информации:
1) Большое Попово. В.В.Акимов, К.Ю.Надов.   
2) Лебедянь в начале 17 века. А.И.Гамаюнов. Исторический квартал. «Древлехранилище». Липецк, 2013 год.
3) Мои Архангельские, Смирницкие. Н.П.Скуратов. Статья в журнале «Итоги Недели» №31, 2013 год. 
4) Пушкин мог родиться в Лебедяни. Н.В.Кривошеин. Статья в газете «Липецкие Известия».
5) С.А.Ретунская. «Тайный советник из семьи крепостных» - статья в газете   «Липецкие Известия» №31 от 31.07.2013.
6) Статья об Устряловых
7) История Лейб-Гвардии Конного полка
8) Устрялов Павел Фёдорович
9) Фото офицера Конного полка
10) Крестительское кладбище
11) Журнал «Неоновый Город» №№ 126, 127 в ноябре-декабре 2015 года.
12. Н.П. Скуратов. Село Большое Попово. http://kamenny-con.narod.ru/index/selo_bolshoe_popovo/0-23

Благодарю Галину Вячеславовну Хлопкову за любезно предоставленную фотографию своей бабушки Хионии.

Николай СКУРАТОВ,
Член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество»,
действительный член Петровской академии наук и искусств.

Источник: Перейти

Статья опубликована: 04.12.2015 | Последние правки материала: 17.04.2016