- 1.7 Рейтинг
- 18062 Просмотра
- Обсудить
Береговой участок Красного Холма называется «Удрики», возвышается над Красивой Мечой рядом с устьем и служит отличной наблюдательной площадкой. Приехал я сюда на прогулку 29 июля и на правом берегу в безымянном овраге открыл древнейшее языческое капище населённое каменными изваяниями.
Лето 2009 года выдалось тёплым и сухим, стояла ласковая погода, а попутчиком был Семён. Мы посетили курган Волотова Могила, сделали фотоснимки красочных пейзажей, известняков, выступающих из горы, просто полюбовались живописной панорамой, потом отведали волшебных диких яблок красивых с виду, и уж было собрались уезжать домой. Однако всё дальнейшее пошло по сказочному сюжету.
Словно яблонька напомнила или взбодрила кислым соком – вдруг я встрепенулся:
– Сеня, пойдем, прогуляемся до оврага, там тоже лежат какие-то камни.
Огромные глыбы всю жизнь наблюдались от собственной усадьбы с расстояния двух километров прямой видимости, на берегу Красивой Мечи между Тютчево и Иншаковкой на северной оконечности Удриков в неглубоком овраге, а добраться до них можно было только через брод, да и повода для похода не возникало. С момента своего рождения полагал, что торчат из горы обычные известняки, которых много в речных берегах.
Семён охотно согласился. Подошли к буераку в его начальной верхней части. Камни оказались голышами-песчаниками с габаритами до нескольких метров, и некоторые были хорошо различимы в мелких деталях с верхней кромки крутого берега. Сразу пришли в изумление: из-под поверхности земли выступал шишковатый панцирь огромной черепахи до трёх метров в диаметре!
Семён заканчивал съёмку этих персонажей, а я прошёл ещё несколько метров сквозь редкий кустарник, которым поросли склоны. Вот тут и явилось оно, настоящее чудо!
Через несколько минут всё же обрёл дар речи и стал звать друга:
– Перестань снимать ерунду! Иди ко мне, смотри, что я нашёл!
Он тоже растерялся в первый момент и стал бормотать:
Я возразил:
Потом уже дома стал перелистывать книгу о языческих богах, всё так и оказалось.
Постепенно радостная дрожь в руках улеглась, а мы стали снимать статую с разных ракурсов. Восторженности не было предела!
– Смотри, Сеня, как этот гигант похож на боксёра-богатыря Николая Валуева!
– Да! Он будто в нокауте лежит на животе, только вот глаза открыты, а смотрит вперёд. А длинный какой, метров на пять.
– Это он уже пришёл в сознание, сейчас встанет и всыплет нам по-полной, чтобы не смеялись над ним.
К тому же ужасная, слегка перекошенная физиономия гиганта оказалась двуликой, а у самой земли обнаружились скрещенные на груди руки. Второе лицо, изваянное в профиль, уместилось на левой щеке нос к носу, а глаза их совпали.
Пока Семён занимался съёмкой глазастого Колобка с огромным ртом и скромными поджатыми ушками, больше похожего на батискаф, который катился рядом с этим великаном, и, развесив собственные уши, слушал сказки, как он «от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…», я, как более нетерпеливый, спустился ещё ниже и попал туда, где обитало настоящее диво Красного Буерака.
Неожиданно передо мной взвился на дыбы огромный каменный динозавр трёх метрового роста. Он смотрел одним глазом, слегка повернув в мою сторону голову, сучил передними ногами и высунул длинный язык. Горбатый и слегка уродливый, но не страшный. Потом он оказался известной в русской истории фигурой – Каменным Конём, а в сказках – Коньком-Горбунком. Из этой же глыбы с оборотной стороны высунулась голова Моржа и, тоскуя по родной стихии, смотрела на северо-восток в сторону Ледовитого океана. Были неплохо видны его усы, бивни, ноздри.
Сзади, на уровне головы Конька-Горбунка, из горы выступал плоский прямоугольный камень – другой жертвенник. При домашнем анализе снимков оказалось, что на нём живёт ещё один персонаж Красного Буерака – Велес, голова которого отчётливо видна на верхней столовой поверхности камня на фоне русла Красивой Мечи. В тот день не удалось разглядеть наскальное изображение порубанного Змея-Горыныча, наверное, велико было смятение от уже увиденных чудес.
Змей с поднятым крылом, потерявший одну из голов, отчётливо и контрастно красуется на снежном покрывале в солнечный зимний день.
Отрубленная Голова Змея, похожая на мёртвую голову большой собаки, валяется на дне оврага.
Статья «Красный Великан» зародилась тут же на месте, и написанная в жанре сказки, публиковалась в журнале «ЛГ: Итоги Недели» №33 от 10.08.2009 и повторялась в №26 от 18.06.2012. Для первой статьи я придумал название оврагу и поспешил дать предварительные имена каменным персонажам, которые со временем уточнились. Даже Каменного Коня обозвал «тираннозавром» – уж больно похожим казался в первый момент. Да и для травоядного коня у него немного коротковата морда, поэтому правы были татары, называвшие его Каменным Львом – хищником Арсланом. Дело в том, что динозавров открыли в 19 веке, а древние люди их не знали. Русские углядели в изображении на камне коня – лучшего друга и помощника, которого боготворили в те времена, а татары – свой древнейший символ.
Моя фраза, сказанная на месте открытия: «Такая фигура непременно отметилась в русской истории! Она стоит на древнейшей дороге Руси», – оказалась провидческой. Сведения о древней Столповой дороге, проходившей через эти места в исторические времена, и Донском торговом водном пути были мне уже известны.
С находкой летописной цитаты из описания путешествия в Кафу русского посла А. Голохвастова в 1499 году: «Клалися в судно на Мече у Каменнага Коня», – стало понятно, что это за памятник. Меня мгновенно осенило – вот он, легендарный казачий Каменный Конь! Этот Конь, служивший знаком для древней пристани в устье Красивой Мечи неподалёку от Лебедяни, значится в статье известного историка Леонида Вейнберга «Дон, река в Европейской России», опубликованной в 1897 году в Словаре Брокгауза и Эфрона в 11 томе на странице 38. В настоящее время его история документально раскрыта и в развёрнутом виде опубликована в книге «Свет забытой Непрядвы» и на сайте «Каменный Конь» в 1 разделе «Два Каменных Коня».
Природные скульптуры Красного Буерака вызывали у древних людей реакцию сходную с моей: сначала потрясение, а уже потом рождались суеверные фантазии, вплоть до обожествления, а всё заканчивалось поклонением и копированием богов с этих каменных оригиналов. Красный Великан, с большой долей допущения, в первых моих публикациях вписался в образ древнейшего ведического бога Варуны, а позднее, довольно точно – в определение многоликого языческого Световида. Все изваяния Красного Буерака оказались персонажами русских сказок, или древних мифов, или метафорическими символами, о которых рассказано в статье «Древняя мифология Красного Холма», которая опубликована в журнале «Неоновый Город» №1 (118) в январе 2015 года, которую готовлю к публикации на данном портале.
К большому огорчению, величайший памятник Древней Руси – лебедянский Каменный Конь, группой вандалов увезён и продан в Сафари-парк, где с благословения невежественных липецких чиновников от культуры превращён в сувенир. Трагедия в развёрнутом виде подана в статьях «Падение Каменного Коня» и «Хромая Лошадь», опубликованных на том же сайте автора.
Конёк-Горбунок взялся мстить своим мучителям: двоих затоптал насмерть, а ещё двоих сильно лягнул. Кто-то будет следующим? А ведь я их предупреждал! Смотрите старую статью Евгения Федерякина «Каменный Конь и бог Варуна» от октября 2009 года в сети Интернета.
Красный Буерак значится на стр. 220 в туристическом путеводителе Липецкой области от 2014 года.
Статья опубликована в газете "Лебедянские Вести" №110 от 10 сентября 2015 года.
член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество»,
академик ПАНИ.
Сентябрь 2015.
Статья опубликована: 10.09.2015 | Последние правки материала: 24.01.2017