Меню
Назад » » »

Древняя мифология Красного Холма

 Валуны-песчаники в Верхнем Подонье встречаются. Чаще всего они разбросаны по берегам оврагов и рек. Многие камни имеют изображения людей, животных или на них угадываются какие-то знаки. С глубокой древности жители задавались вопросом: откуда же появились здесь эти статуи? Типичны для нашей местности камни-известняки, из которых сложены огромные холмы и скалы, поэтому их недоумение было не случайным. Правильный ответ в древности найти было невозможно, и всё объяснялось проделками сверхъестественных сил. Выдумать ниоткуда и из ничего персонажи и их облик не просто, а тут лежали статуи в готовом виде – смотри, сравнивай, фантазируй. На основе природных изваяний постепенно появился целый пантеон богов, соответствующий явлениям природы, а ещё про них сочинили сказки, придумали мифы. Потом люди научились делать деревянные, костяные или керамические копии кумиров, разнесли их по белому свету, а оригиналы постепенно забылись.

Изображения в природе возникли просто, чисто случайным образом. Процесс их сотворения можно легко представить, только дело это долгое, на миллионы лет: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все мы видели, как вода переносит песок и рисует причудливые узоры. Потом на этот неровный рельеф водный поток из другого места намыл толстый слой глины. Песок имеет свойство со временем слёживаться, спрессовываться под давлением верхних пластов до твёрдости камня-песчаника и имеет разные цветовые оттенки из-за примесей минералов, чаще всего красные от солей железа. Глина не каменеет, и всегда поддаётся размыву. Прошли миллионы лет, началось оледенение Земли. Наступление ледника и его таяние сопровождалось бурными водными потоками, которые промыли долины рек и оврагов. Вода смыла глину с валунов, и получились статуи в готовом виде. В наши края ледник пришёл с Валдая около сорока тысячелетий тому назад и как гигантским бульдозером принёс породу. Потом растаял шестнадцать тысячелетий назад, а камни остались лежать в оврагах или долинах рек там, где русла промываются вешними водами. На ровных площадках валуны встречаются редко, они ушли под вековые наслоения.

Уникальное собрание мифических каменных персонажей Красного Холма так и просится из Красного Буерака и из оврага Лоск, из тумана веков и из сказки на волю. Мне выпало счастье заново открыть эти скульптуры, вернуть из тысячелетнего забвения. Андрей Кайсаров оставил нам брошюру «Славянская и российская мифология», которая включёна в издание «Мифы древних славян. Велесова книга», Саратов, «Надежда», 1993. Читайте текст Кайсарова, смотрите мои фотографии и судите, кто из персонажей лучше соответствует описанию?
  А я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет:

  «Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».

Можно даже не комментировать, а обойтись одними цитатами, настолько описание совпадает со скульптурными изваяниями. Поставим себя на место древних русских людей, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок, и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка? Версия мифа, изложенная профессором А.С. Кайсаровым 200 лет назад, идеально совпадает с описанием и фотографией Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, потому и говорящего. Он же на летнем фото Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем Бурка – бурый от влаги и мха. Конёк-Горбунок стоял на древнейшей Столповой дороге, и весть о нём в течение тысячелетий разносили по свету путешественники. Люди насочиняли об этом странном коне сказок и мифов. Самую известную из них –  «Сказку о Коньке-Горбунке», сочинил П.П. Ершов. Видел ли он статую этого Конька-Горбунка? Думаю, что прочёл миф в изложении Кайсарова и слышал народные легенды, а потом придумал на их основе сказку.
 
Кайсаров тоже не видел Полкана и Красный Буерак, а основывался на собранных мифах и преданиях. Почему так уверенно утверждаю? Вы поймёте, когда опуститесь ниже по тексту. Столповая дорога ко времени, когда он жил, уже потеряла своё значение. Мать Андрея Семёновича Кайсарова, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, где русский офицер Кайсаров был похоронен после гибели на поле боя в 1813 году, в возрасте 30 лет. Имение находилось на древнейшем водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. В настоящее время это село называют «Кайсарово». Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Его предки могли ездить по этой дороге, видели Конька-Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, как будто всё он видел своими глазами.
 
А в наше время, при первом же взгляде на Коня возникает впечатление, что его фигура хорошо знакомая. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ – конечно, видел её в Питере под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе снял с этого Каменного Коня копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее: таже поза и динамика. Да ещё и скачет он явно в сторону Западной цивилизации. 

Два камня-памятника: Коня и жертвенника с изображением Ящера, образуют мифическую композицию. Не сложно понять, что оба они стремятся вверх по склону горы, на небо: Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону на уровне головы Коня. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Как тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно. Все статуи Красного Холма нерукотворны. Они получились случайным образом из спрессованного песка, а потом ледник принёс их в Лебедянский край.
 

 
Если смотреть или снимать в направлении с севера на юг, на уровне верхней кромки этого алтаря, на срез, то на фотографии отчётливо видна голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, один глаз с левой стороны, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы. Лицо серого богатыря смотрит в небо, а затылок направлен на запад. А находится изображение в верхней части плиты серо-красного цвета толщиной 1,2 метра и размером видимой над поверхностью земли части 3,5 на 1,5 метра. Плита лежит при входе в овраг и на его склоне, к северу от Каменного Коня и на расстоянии трёх метров от него, а от береговой линии воды в реке Мече на расстоянии двухсот метров.
 
Ящер, летящий по южной фасадной стенке этого же камня, не был замечен летом в момент открытия из-за освещения, падающего на него под другим углом, чем зимой. На летних снимках он выглядит тёмной фигурой, которую теперь-то можно различать после хорошей зимней подсказки. Осенью, из-за намокшей поверхности, рисунок сливается с серой окраской всего камня.
  В морозный февральский полдень славянский бог Хорс светил как надо – ярко и прямо на Ящера. На этот раз Змей был замечен мной издалека и сфотографирован – не успел замаскироваться или скрыться в овраге. Его поза говорит о том, что он собрался отступить внутрь оврага, для залечивания раненой шеи и отращивания второй головы, поэтому с настороженностью смотрит на посетителя. На снежном фоне отчётливо видно его туловище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх.

  Снова аналогия с мифами. Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём! И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал. Кроме воображаемого, на роль всадника-победителя может претендовать сам Световид, с красным лицом, опалённым огненным Змеем, отдыхающий после поединка внутри оврага.
  Это ещё не всё. Он же бессмертный Змей-Горыныч! В том месте, с которого была отсечена вторая голова, в области шеи имеется природная полость с рваными краями. Голова Змея ещё не успела отрасти. А мёртвая валяется здесь же рядом, на дне оврага. Может, отсюда родился миф о порубленных и прирастающих головах Змея?
  Изображение уцелевшей головы как бы насечено на поверхности вокруг глаза. Его око устроено в отверстии глазницы внутри камня и смотрит на мир широко и открыто своим чёрным зрачком. Получается, что изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, нарисованных или насечённых на поверхности камня. Что это? Целиком природное изображение, как Каменного Коня, или древний скульптор-художник насёк недостающие элементы на поверхности? В таком случае это первый обнаруженный наскальный рисунок Лебедянского края. Если даже данное изображение имеет естественное происхождение, то древние люди не могли не заметить его на камне, лежащем на виду. И полетели сказочные Змеи по всей Руси.
  Змей-Горыныч – это второй персонаж Красного Буерака, который неплохо подходит под описание, составленное Андреем Кайсаровым:

  «Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы».

Теперь понятно, что Кайсаров не видел каменный оригинал, который живёт не на небесной горе, а на настоящей, на камне, который торчит из горы Удрики. Его родила настоящая гора, поэтому Змей и есть Горыныч!
Верстах в пяти к юго-востоку от Красного Буерака за священным Доном, в овраге Крутой верх, лежит Варькин камень – хранитель живой и мёртвой воды, полученной от девичьих слёз.
Источник живой воды обвила Белая Змея-хранительница, а источник мёртвой воды держит в пасти Чёрный Змей.
Вспомнили русскую сказку? Плеснёшь мёртвую воду – прирастёт отрубленная голова. Плеснёшь живую воду – оживёт убитый воин.
  В календаре славян есть два праздника змей. Первый 25 марта, когда почва становится теплой, и они выползают из-под земли, оттуда – откуда вытекает родниковая вода. С ними связан торжественный приход весны. Второй 14 сентября, когда они уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как они любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей украшали древние сосуды для воды. Совсем не случайно Георгий Победоносец пронзает копьём символ язычества – Змея, который олицетворяет Сатану, этим образом утверждая торжество христианства над язычеством.
  Этот Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию.
  Перед лицом Световида (Красного Великана) на дне оврага лежит большой гладкий камень-песчаник с размером сторон два на три метра треугольной формы и толщиной более метра, который мог служить ему ритуальным жертвенником – Крадой. Водный поток, протекавший в день Радуницы, во время весеннего снеготаяния, смывал с поверхности алтаря дары – Световид забирал жертвы. Отличный финал!
  «На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» [стр.78].
  Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного Буерака, между ним и курганом Волотова Могила. На вершине этого холмика лежит камень среднего размера, а вокруг него лужайка обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра. Место сильно изрыто грабителями, и повсюду валяются черепки от керамической посуды, а что здесь сжигали – не ведаю.
  До наших дней сохранилась весенняя традиция выпекать фигурки жаворонков, вылепленные из теста, а праздник называется Сорки. Обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой дожил до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.
  Только вот для исследователей, к нашему времени, вряд ли что осталось возле этой крады. Водный поток, вытекавший из оврага, выносил всё на луговину. Потом по ней широко растекался, а всё что принес, выпадало в осадок. Обширный участок из наносного грунта – конус выноса, хорошо виден. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка.
  «Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» 
  Соседний камень, опознанный Колобком, катит свастику, которая у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по временам года. Её изображение имеется на древних славянских сосудах. Только вот свастика Красного Буерака имеет ход в левую сторону, против солнца, и расположена она на северной поверхности камня. Солнцеворот наоборот – путь, который светило пролетало в подземном царстве ночью. Рядом угадывается скульптурный портрет бога Колоксая. Старики – потомки Колоксая, исполнили роль жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку «коло» – древний солярный символ славян. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, когда пекут пироги, то по поверхности делают несколько наколок – глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило.
  О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.
  Для полного комплекта недостаёт только чаши с дарами. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Ну, как же, как же, здесь она – огромная и наполненная вечными каменными плодами! Стоит себе спокойно в самом начале Красного Буерака тысячи лет. Это её, Полную Чашу, принял я в спешке за шишковатый панцирь гигантской черепахи.
  Если этого мало, то примите ещё одну чашу – Хлебницу, как символ гостеприимства, наполненную каменными ломтями хлеба! Ту, к которой прислонился Слон. В этом сказочном царстве сразу не разберешься: кто есть кто? При первом взгляде, кажется, что торчит из-под земли странный хребет дракона, покрытый прямоугольными панцирями.
  Четыре камня образуют в Красном Буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь для пожертвований, а Велес собственной персоной устроился на одном из них. Этот жертвенник лежит рядом с Каменным Конём на уровне его головы, имеет ровную плоскую поверхность большого размера, и на нём имеется изображение Ящера – символа подземного царства. Он подходит для поклонения и Велесу, как скотному богу – Конь же рядом стоит. Рядом с этим камнем из-под грунта проступают ещё несколько камней, которые тоже могли служить алтарями. Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены «свиты» древнего Свитовида.
  Нельзя покидать данную главу, не упомянув ещё один персонаж Красного Буерака, который не живёт в русских сказках, но неплохо устроился в словарной среде. Что касается России – родины слонов, то не всё так примитивно и просто, как употребляется в обиходном ироническом смысле. Персонаж из Красного Буерака, который для современного человека сильнее всего похож на мамонта, воспринимался древними людьми слоном – не иначе! Они не помнили, да и не знали давно вымерших мохнатых мамонтов, как и динозавров. Зато самые активные – купцы и государственные деятели, ходили по Столповой дороге и видели слонов в заморских странах. При том высоком уровне развития мифологии и язычества в древней Руси легко было вывести, что все слоны произошли от этого каменного бога, который ещё и стоит то, приСЛОНившись к Хлебнице. Вот вам и Россия – родина слонов, а Красный Буерак – место происхождения термина! Может быть, и перебрал немного, сделал из мухи Слона? Но мы же находимся в сказочной главе.
  А для большей убедительности, примите ещё одного слона с берега речки Сухой Семенёк. Этот устроился в Парке камней у деревни Толбузино, километрах в пятнадцати от первого.
  Рядом с устьем Красивой Мечи затаилась сказочная Русь и дождалась своего открытия. Один из самых известных персонажей – Царевна-Лягушка, ускакала к востоку от Красного Холма вёрст на пять и обитает в лощинке у южной окраины древнего села Волотова. Лежит среди поля каменная глыба длиной более четырёх метров и весом более двадцати тонн. Камнекрады, укравшие Конька-Горбунка, подрыли Лягушку и опоясали тросом, но она не пошла в тот раз за ними. Лягушка лежала посреди паханого поля, поэтому её в августе 2014 года оттащили в соседний овражек, где валяется Сапог Волота, и оставили с подпорченным ракурсом, с наклоном на спину.
  Вспомните русскую сказку о том, как братья метали стрелы, выбирая невест. Именно эта Царевна-Лягушка досталась богатырю Волоту, который теперь лежит в кургане Волотова Могила. После долгого счастливого супружества, она превратилась обратно в лягушку, да так и застыла навечно у полевой дороги, которая ведёт к мосту через Дон. А гигантский Сапог-Скороход, потерянный Волотом валяется рядом.
  Эти персонажи дали название селу. В древности оно называлось Волотова Могила, а в наше время Волотово, поэтому могут служить её символами. Только жаль, что сказку у своего порога редко кто видит. А золотую корону Царевна одевает по особым торжественным случаям, и назначила автора её хранителем.
  В состав сказочного комплекса входил курган Волотова Могила, который стоял на высоком берегу Красивой Мечи к югу от Красного Буерака и отделялся от ритуального холма с кострищем и от следующего за ним холма крошечными овражками.
На его вершине стояла Каменная Баба, родная сестра истуканов с острова Пасхи, и смотрела с Удриков на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом. Вершина кургана срыта археологами сто лет назад, а Баба лежит на дне Красивой Мечи. На месте Волотовой Могилы остались углубления от оплывших ямок. И теперь место кургана различимо, но только с противоположного берега реки неплохо заметен холм, на котором он стоял.
  В заключение, предлагаю пройти от Красного Буерака всего пару километров через вершину Красного Холма к югу и познакомиться с самой Матерью-прародительницей всех земных людей и богов – Венерой из палеолита, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь [стр.76]. А на стр.47 Андрей Кайсаров даёт подробное описание:

  «Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме её сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверить народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов, или наоборот: как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву ей приносили соболей и куниц, и одевали её в сии кожи. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доставалась только кровь, которую обмазывали ей рот, глаза и другие части. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи по мере своего имения, ибо жрецы уверяли, что пренебрегший такое приношение заблудится на пути своём».

  Золотая Баба лежит животом вверх на западном склоне оврага Лоск, готовая к продолжению рода, манящая пышным телом, большими шикарными грудями, красивым лицом, имеющим нос, рот, глаза, роскошную волну волос, откинутую в правую сторону на каменную подушку, из под которой выглядывает сказочная птица Сва, что из «Велесовой Книги». Многочисленные керамические копии этой Венеры найдены в древнейшем кургане Усманского района и хранятся в музеях.
  Само собой, такие боги, в таких мистических местах, не могут обходиться без алтаря. Перед Золотой Бабой лежит плита четырёхугольной формы серо-красного цвета с размером сторон метров до двух и толщиной до метра, с гладкой горизонтальной верхней поверхностью. С этого алтаря дары доставлялись в Дон тем же способом, что и в Красном Буераке, посредством ручья, протекавшего весной на дне оврага.
  Григорий Глинка в работе «Древняя религия славян», вошедшей в выше названную книгу, на стр.133 рассказал о том, как славяне поклонялись священной реке Дон:

  «Храмов в честь обожаемых рек и озёр славяне не строили, но священнодействия отправлялись обыкновенно на берегу. Великолепнейшие торжествования производились весною, когда воды, разрушив зимние свои оковы, являлись изумлённым обожателям своим в полном величии. Народ падал ниц. Моления начинались. Погружали людей в воду с великими обрядами; энтузиасты же религии в жару усердия своего добровольно топились в священной реке или озере из благоговения».

  Это мне что-то напоминает?
  Кстати, возвышенное место к северу, с которого стекает овраг Лоск, называется Золотая Гора, а неподалёку к западу находится маленькое озеро, связанное подземной протокой с Доном. Зайцев Владимир, житель Нижнего Брусланова, показавший странные камни в овраге Лоск, помнит название Золотой Горы (она же в более позднем язычестве Красный Холм) и рассказал про странное явление: мякина, выброшенная в озеро, через сутки появилась в донских водах, за две версты. По моему мнению, овраг назван так по лоскутку Бруслановского леса, росшего на его берегах до определённого времени. Лоск – это лоскуток.
  В октябре 2009 года Красный Буерак подвергся разграблению вандалами из Лебедяни. Они продали Каменного Коня в бутафорский Сафари-парк. Восстановить этот комплекс не сложно. Можно легко вернуть тяжёлого Конька-Горбунка, отыскать на дне реки половецкого истукана, а если не удастся, то сделать его копию и водрузить на место. Получится потрясающий туристический комплекс, в своём роде – единственный в мире!
 На Красном Холме в устьевой зоне Красивой Мечи сохранились до наших дней два языческих святилища древнейшей Руси, в точности соответствующие описанию из древних мифов. Приезжайте и смотрите наяву по координатам: Красный Буерак – 52 градуса 55 минут 46.3 секунд с.ш. и 39 градусов 01 минута 52.9 секунд в.д.; Золотая Баба – 52 градуса 54 минуты 50 секунд с.ш. и 39 градусов 00 минут в.д.
 
Камни русского «Олимпа» красноречиво говорят!
В Лебедянском крае живёт настоящая Каменная сказка!

Очерк опубликован в журнале "Неоновый Город" №1 (118) в январе 2015 года.
Николай СКУРАТОВ,
член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество», академик ПАНИ.

Статья опубликована: 04.10.2015 | Последние правки материала: 23.01.2024